Адресовано в журнал «Встреча» Московской Духовной Академии в марте 2007 года.
ВСТРЕЧА С ВЕЧНОСТЬЮ
Посвящается памяти подвижников веры и
благочестия, представителям прославленного
во Христе рода Амфитеатровых, чья жизнь
и служение Господу были тесно связаны
с Московской Духовной Академией
Соединение с Христом в Вечности – это главное, к чему должен стремиться каждый из нас. Если мы будем жить, подражая людям высокой, безупречной жизни, то, несомненно, сподобимся встретиться и с праведниками в Блаженном Раю. Сегодня, вспоминая о их подвигах, мы уже соединяемся с Вечностью. Наши души согреваются теплом тех, кого мы воочию не видим. Но мы любим их и верим, как истинным друзьям. А это очень важно, когда к тебе простираются надежные руки, полные добра.
3 января (н.стиль) 2007 года Церковь праздновала 150-летие со дня кончины своего великого Иерарха, нелицемерного учителя Христовой любви – Святителя Филарета (Амфитеатрова) – Митрополита Киевского и Галицкого*. Митрополит Филарет (1779-1857) был первым инспектором и вторым ректором Московской Духовной Академии. В конце 1814 года, получив назначение на должность инспектора Академии в сане архимандрита, он фактически исполнял и обязанности ректора. Это обуславливалось болезненностью первого ректора – архимандрита Симеона (Крылова-Платонова), который не мог вполне заниматься академическими делами. По словам самого Святителя Филарета он «и устроял и открывал новую Академию».
Учащиеся считали его «не за человека, а за ангела». Он вел себя по отношению к ним «не только как родной отец, и не только как равный, но и старался быть как бы ниже». Науки им преподаваемые – Святое Писание и Богословие, слушались учащимися «с напряженным вниманием, потому что он сам на лекциях был благоговеен». Успех лекций Святителя Филарета зависел от его внутренней религиозной настроенности. Он хранил строгий дух Православия. Являясь прекрасным педагогом, отличным администратором, он был и редким по аскетической настроенности монахом.
Несомненно, во многом помогали Митрополиту в служении Богу те благочестивые обычаи, которые от рождения он черпал из кладезя устоев своей семьи. Он был рожден людьми добродетельными и богобоязненными. Его родной отец Георгий служил священником в Храме Покрова Божией Матери в селе Высоком Орловской губернии, где и проживало их многодетное семейство. Мать звали Анастасией.
Митрополит Филарет по рождении был наречен именем Феодор в честь Святителя Феодора Сикеота. Родители Феодора видели в сыне свое утешение. Они замечали особые свойства мальчика – его благодарность даже за самое малое и сердечное, безыскусное сочувствие. Он был необычно тих. Подобно Святителю Николаю Мирликийскому, младенец по средам и пятницам материнского молока не вкушал, таким образом соблюдая дни поста. Это обстоятельство показывало, что Феодор был избран Господом на подвижническое служение.
От своего деда, священника Никиты, мальчик научился грамоте, и к восьми годам он уже помогал на службе в Храме. Церковь Феодор считал родным домом. Он так и говорил, что родился под Покровом Божией Матери, вспоминая Храм в своем селе.
С малых лет Феодора отличало влечение к молитве. Избегая суеты и детских увеселений, он часто скрывался в уединенных местах для беседы с Богом.
Отец Георгий посылал отрока трудиться на домашний пчельник. При этом давал ему с собой читать Четьи-Минеи. В один из дней, когда Феодор прочитал житие святого праведного Филарета Милостивого, он, умиленный подвигами этого угодника Божия, загорелся решимостью подражать его жизни. Щедродательность для других, довольство малым для себя – вот какие добродетели стали путеводной звездой во всей жизни будущего Российского Иерарха.
Сострадательность к бедным и беспомощным, кроткое, терпеливое снисхождение и смиренное обращение Митрополита со всеми, его нищелюбие, назидательные поучения и беседы с паствой, дали ему имя «незабвенного и добрейшего Отца-Владыки», которого называли не иначе, как «Филарет Милостивый».
Приняв иноческий постриг в 1798 году, он без малого 60 лет достойно послужил Церкви Христовой. Скончался Митрополит Филарет (в схиме Феодосий) 3 января 1857 года в Киево-Печерской Лавре.Он был погребен, согласно завещанию, в Церкви Воздвижения Креста Господня, что над Ближними пещерами.
Ныне святые мощи угодника Божия, прославленного Церковью, почивают в Дальних пещерах Лавры, куда устремляются тысячи паломников и почитателей его памяти.
Верим мы, что сердобольный отец наш Святитель Филарет является неизменным покровителем и Московской Духовной Академии, так как много трудов и молитв своих вложил он в ее рождение, когда только начинало складываться общее направление жизни Академии, как христианско-просветительского учреждения.
Будем же уповать на заступничество Архипастыря, испрашивая помощи, и утешаться его предстательством за нас пред Престолом Господа, устремляя наши сердца в Вечность.
Почтим же память, дорогие читатели, и одного из самых даровитейших, любимых профессоров Московской Духовной Академии Егора Васильевича Амфитеатрова, чье почти полувековое служение было всецело посвящено благому делу образования, процветанию Сергиева Посада.
В 2008 году мы будем отмечать 120-летие со дня кончины этого «благочестивого старца, патриарха города», как называли его современники.
«На различных ступенях общественной деятельности и особенно в духовно-учебном мире, Егор Васильевич имел многочисленных почитателей, рассеянных по всем концам русской земли. В продолжение своего многолетнего служения в Академии он был наставником такого громадного числа учеников, что в их среде успели смениться целые поколения. Все эти ученики уносили, без сомнения, самые теплые воспоминания о своем талантливом профессоре, - и можно думать, что для значительного большинства их самое представление об Академии неразрывно соединялось с личностью Е.В.Амфитеатрова», - вспоминал один из его почитателей.
К сожалению, безжалостное богоборческое лихолетье стерло память об этом достойном наставнике. Но она процветет, подобно нежному ростку, пригретому весенним солнцем, и мы соприкоснемся с личностью боговдохновенной, приятно удивимся ее многогранности.
Егор Васильевич Амфитеатров родился в 1815 году, был сыном священника села Гнани Орловской губернии. В святом крещении наречен именем Георгий. Закончив Севское духовное училище, он поступил в Орловскую Духовную семинарию и как лучший ее воспитанник, был послан для дальнейшего образования в С-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1839 году со степенью магистра богословия и сразу же определен в Московскую Духовную Академию баккалавром по классу всеобщей словесности. С этих пор Егор Васильевич не расставался с Академией, посвятив преподаванию в ней 45 лет своей жизни.
В 1844 году Егор Васильевич был возведен в звание экстра-ординарного, а позже и ординарного профессора Академии и принадлежал ей, соединяя эту должность с трудами первого городского головы Сергиева Посада.
Каким же был внутренний склад профессора, о котором отзывались «с восторгом, чуть не с поклонением», чьи лекции ученики старались не пропускать не из страха наказания, а по влечения сердца и ума, в чем была его сила? В этом отношении к личности Егора Васильевича применимы слова известного церковного оратора 19 века, касающиеся жизни лучших деятелей на Ниве Христовой: «их излюбленною областью была область Божественная, идеальная, их сокровище было на небе, там же было сердце их, туда направлены были все их конечные цели и стремления».
Питомцы Академии зачастую с замиранием сердца внимали словам профессора, удивлялись твердости их логического сочетания, глубине его мыслей и изяществу речи. Сам же Егор Васильевич признавался, «что готовился к своим лекциям, как к священнодействию».
Но, не один лишь ораторский талант Егора Васильевича привлекал внимание и учащихся, и учителей Академии. Профессор был мудрым и опытным советником. Его мнением дорожили многие, в том числе и Митрополит Филарет (Дроздов), который возглавлял Академическое начальство. Об этом свидетельствовали как отзывы Академической братии, так и продвижение Егора Васильевича по службе и многие награды, пожалованные ему за отличную службу.
«Между тем высокие умственные дарования, редкие душевные качества и многолетняя административная опытность Егора Васильевича открыли ему доступ к занятию влиятельных почетных должностей и вне Академии. Еще в 1866 году первым департаментом Правительствующего Сената он утвержден был в звании почетного Мирового судьи Дмитровского округа; затем состоял членом уездного и губернского земских собраний; а 24 февраля 1873 года был избран городским головою Сергиева Посада и по утверждении в этой должности нес ее с честью до самой своей кончины» (из воспоминаний об Е.В.Амфитеатрове).
За свою деятельность он был пожалован чином действительного статского советника. Егор Васильевич «высоко поднял знамя города и своей должности в качестве главного представителя города».
В 1875 году им было возбуждено ходатайство об учреждении в городе мужской прогимназии, а в 1876 году она была уже открыта. Егор Васильевич также заботился о благоустройстве и в городских училищах. Городская управа стала размещаться в 2-х этажном каменном здании, специально устроенном для нее.
Стоя во главе городского правления, Егор Васильевич снискал авторитет неподкупного судьи. Не раз случалось слышать среди жителей Посада, особенно бедного сословия, угрозы, что обиженный будет жаловаться самому Егору Васильевичу, который был предельно доступен всем. Иной раз ему приходилось решаться на суровые приговоры, но они были всегда справедливы. Поэтому и не было ропщущих на него.
Портрет Егора Васильевича еще при его жизни благодарными горожанами был установлен в здании Городской Думы.
17 мая (ст.стиль) 1888 года Егор Васильевич мирно отошел ко Господу. Весть о его кончине потрясла весьма многих его почитателей. За его гробом шло огромное количество людей. Шествие напоминало печально-торжественный крестный ход. Покойный был погребен на загородном Вознесенском кладбище, где прежде была похоронена его супруга Любовь Васильевна Зверева, дочь священника.
Обряд отпевания и погребения Егора Васильевича Амфитеатрова длился так долго, что только к 4 часам пополудни все вернулись с кладбища. В пятом часу в зале Думы предложена была поминальная трапеза.
Благодарные потомки ушедшего в лучшую жизнь профессора Московской Духовной Академии и городского головы Сергиева Посада долго еще помнили о своем благодетеле.
Хочется верить, что эта благочестивая традиция возродится.
Ныне Вознесенского кладбища не существует. Все надгробия его были снесены советскими властями. Печальная участь не обошла и могилу Егора Васильевича. Но будем надеяться, что крест, который он нес на своих плечах, восстанет из терния забвения.
Ш
2008 год порадует нас еще одним торжеством – 100-летием со дня кончины известнейшего священника Москвы, современника святого праведного Иоанна Кронштадтского, протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова (1836-1908), внучатого племянника Митрополита Филарета и родного племянника Егора Васильевича Амфитеатровых.
Многие из нас уже знают о жизни и силе заступничества этого необыкновенного целителя человеческих душ. К его святой могилке на Ваганьковское кладбище спешат москвичи, приезжают паломники из других городов, иных стран.
Сколько облагодетельствованных пастырем Христовым, сколько просящих его о заступничестве – это огромное число людей, спасаемых отцом Валентином.
Синодальная Комиссия по канонизации святых Московской Патриархии положительно решила вопрос о причтению к лику святых протоиерея Валентина, поэтому мы ждем дня Церковного прославления этого угодника Божия. А отец Валентин неустанно исполняет долг своего пастырского служения, пребывая ныне в Райских чертогах. Он сокрыт от наших очей, но мы видим его дела. Это исцеления от тяжких мучительных недугов, это бесчисленные случаи вразумления, утешения.
И конечно отрадно сознавать, что протоиерей Валентин был питомцем Московской Духовной Академии, в которую поступил по окончании Киевской семинарии в 1854 году в возрасте 18 лет. По окончании Академии в 1858 году он был удостоен степени кандидата богословия. Далее его судьба была связана с Калужской епархией, куда он по окончании курса был направлен для преподавания всеобщей гражданской и русской истории и греческого языка в Духовной семинарии, исправляя должность учителя словесности.
В 1860 году Валентин Николаевич Амфитеатров был рукоположен в сан священника, назначен на приход в город Калугу, в Церковь Благовещения.
С 1874 года начался самый плодотворный период в жизни пастыря. Он был определен настоятелем Храма святых равноапостольных царей Константина и Елены, что в Тайнинском саду Московского Кремля, в 1892 году переведен настоятелем в Придворный Архангельский Собор Кремля, и своим ревностным служением снискал славу чудотворца.
С полной уверенностью можно сказать, что протоиерея Валентина знала и почитала вся Православная Москва - великий богоспасаемый и царелюбивый град. И отец Валентин безпредельно любил Москву.
В 1902 году пастырь ослеп и принимал свою многочисленную паству дома.
Современники протоиерея Валентина отзывались о нем и как о дивном проповеднике слова Божия. Этот дар назидательного и врачующего слова, как мы видим, был достоянием рода Амфитеатровых.
Отец Валентин был сыном благочестивых родителей: протоиерея Николая и Анны. Родился он, подобно Митрополиту Филарету (Амфитеатрову), в селе Высоком Орловской губернии. Конечно, безупречная, святая жизнь его ближайших родственников освящала и просвещала младенца с колыбели теплом Божественной любви. Поэтому могучее в Духе Христовом родовое древо Амфитеатровых и смогло произрастить столь благодатный плод, каким является протоиерей Валентин.
Скончался батюшка 2 августа (н.стиль) 1908года. С тех пор на могилку к нему непрерывно течет народный поток, который остановить невозможно. Отрадно видеть, как совсем молодых людей приводят к пастырю представители почтенного в летах поколения и учат: «Это могилка святого протоиерея Валентина, великого Старца, попросите его помощи…» . Но зачастую и дети приводят сюда своих родителей.
Попросим и мы, благочестивые читатели, помощи у батюшки, которого все с любовью называют «Московский утешитель».
Ожидаемый же нами день Церковного прославления протоиерея Валентина несомненно станет праздником и для Московской Духовной Академии, приложившей труды к становлению такого достойного служителя Церкви Христовой.
Заканчивая повествование о замечательных сынах нашей Святой Церкви, хочется поздравить всех начальствующих, учащих и учащихся Академии с прошедшими и предстоящими торжествами, связанными с памятью именитых представителей рода Амфитеатровых и выразить надежду, что славный подвиг этих тружеников будет всегда являться ярким примером для всех христиан, поможет укрепиться в сознании, что земная жизнь дана нам только для совершения добрых дел, угодных Богу. И, Милостию Божией, мы их совершим.
Тогда ныне почитаемые нами праведники примут нас в свои объятия в Небесном Царствии Христа и уже ничто не сможет нас разлучить с ними во веки.
(В статье использованы документальные материалы из личного архива автора)
* Протоиерей Валентин Амфитеатров приходится внучатым племянником митрополиту Филарету
Елена Бочарова