Где же могила отца Валентина?

В 1908 году газета "Московские ведомости" сообщала о погребении широко известного в Москве и за ее пределами протоиерея Валентина Амфитеатрова.

"Тело почившего о. протоиерея 22 июля, в 6 часов вечера было перенесено из его квартиры в приходской храм во имя св. Николая, что на Щепах, близ Смоленского рынка, в котором затем было совершено заупокойное всенощное бдение.

Отпевание тела было совершено в том же храме 23 июля после заупокойной литургии, которую совершал преосвященный Анастасий, епископ Серпуховской в сослужении придворного и прочего многочисленного духовенства. Самое отпевание совершали преосвященные епископы Трифон Дмитровский и Анастасий Серпуховской, в сослужении настоятеля Антиохийского патриаршего подворья о. Архимандрита Игнатия и прочего духовенства. В конце отпевания преосвященный Трифон произнес надгробное слово, посвященное памяти и деятельности почившего.

Стечение молящихся было так велико, что не только храм и обширный церковный двор, но и прилегающие к ним переулки были переполнены почитателями и почитательницами памяти почившего.

По окончании отпевания гроб с телом пастыря в преднесении хоругвей  и запрестольных икон, при колокольном звоне был обнесен вокруг храма, после чего преосвященный Анастасий совершил у церковных ворот литию, и процессия, сопровождаемая о. Митрополитом Игнатием и прочим духовенством, направилась к Ваганьковскому кладбищу. При следовании процессии в попутных храмах производился колокольный звон и выходило духовенство, которое совершало перед гробом литии».

89 лет назад златоглавая Москва прощалась с великим старцем — протоиереем Валентином, еще при жизни стяжавшим славу утешителя и чудотворца. И сразу же после погребения могила батюшки на Ваганьковском кладбище стала местом паломничества верующих. Множество благодатных исцелений происходило по молитвам пастыря после его блаженной кончины.

В 30-е годы богоборцы, уничтожив могилу отца Валентина, надеялись стереть и память о московском чудотворце. В наши дни над местом захоронения праведника — братские могилы воинов, павших в Великой Отечественной войне. Одна из сорока каменных плит, на которой написаны имена бойцов, всегда украшена цветами, на ней горят свечи. Здесь молятся люди. Многие с благоговением встают на колени и просят со слезами, что бы отец Валентин помог избавиться от болезни, устроится на работу, примирить враждующих, поступить в институт... Но как же узнали наши современники, что здесь похоронен святой? Ведь ни на одной из плит нет его имени и венчает каждую не православный крест, а пятиконечная звезда.

Из поколения в поколение передавали люди воспоминания об отце Валентине. Духовная дочь батюшки Анна Ивановна Зерцалова написала несколько книг о жизни и деятельности пастыря, изданных до революции. (В 1995 году была переиздана книга
"Подвижник веры и благочестия"). Рассказы о чудотворной могиле на Ваганьковском кладбище передавались из уст в уста. К ней стремились, несмотря на запреты властей. Многие помнили могилу до ее уничтожения. Поэтому место захоронения отца Валентина определить было не сложно. По воспоминаниям очевидцев, до возникновения братских могил верующие приходили ко вновь образованной, но без креста насыпи-холмику. Со временем для почитания была выбрана одна из братских могил.

За последние несколько лет на кладбище были установлены два памятных креста протоиерею Валентину. На деревянном, стоящем возле церкви "Воскресения Словущего" сделана надпись: "Истинно, человек этот был праведник". У основания креста
каменная плита, на которой лежат цветы. Это дар общества "Память". В 1990 году родственникам отца Валентина с помощью Московской Патриархии и администрации храма было разрешено поставить небольшой крест с цветником недалеко от предполагаемого места захоронения батюшки, Это обстоятельство заставило многих ошибочно думать, что отец Валентин был перезахоронен. Поэтому часто можно услышать вопрос: "Где же могила отца Валентина?"

В этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П создана рабочая группа по сбору
и изучению материалов для канонизации местночтимых московских святых. Хочется верить, что вопрос о захоронении протоиерея Валентина будет разрешен самим ходом подготовки к прославлению подвижника веры и благочестия, учитывая, что основными критериями канонизации являются народное почитание, особый дар чудотворения при жизни святого или после его смерти и иногда — наличие нетленных мощей.

Вниманию читателей предлагается свидетельство исцеления по молитвам протоиерея Валентина.

Мой отец, Илларионов Серафим Семенович, родился в Москве в 1904 году. Семья была многодетной (14 детей), религиозной.

Все жили в двухэтажном деревянном доме в Большом Сергиевском переулке. Папа рос очень болезненным ребенком, и ко
всем болезням у него на спине образовался горб. Папина мама, моя бабушка Анна Николаевна, обращалась к врачам, но они не
смогли оказать помощи и отказывались лечить ребенка. Тогда бабушка Аня взяла моего папу, которому было 3 или 4 года,
пошла с ним к священнику отцу Валентину Амфитеатрову и попросила батюшку помолиться о выздоровлении сына. Батюшка
сказал, что младенец должен умереть, но бабушка начала плакать и умолять отца Валентина, прося о помощи.

Видя отчаяние матери, батюшка сказал, что будет так, как она просит, что ее младенец доживет до глубокой старости, но умрет в мучениях. Потом благословил мать и сына и отпустил их домой.

Прошло немного времени. Папин старший брат Михаил однажды подбежал к матери и сообщил, что у Серафима исчез горб.
Анна Николаевна пошла в детскую, где играли дети, позвала к себе сына и убедилась
в свершившемся чуде. Серафим действительно был исцелен - горба уже не было.

Мой папа прожил долгую жизнь, как и предсказывал отец Валентин, — почти 89 лет.

Во время Великой Отечественной войны он находился в действующей армии. Перед тем как отправить сыновей Серафима и
Михаила на фронт, Анна Николаевна дала им с собой по мешочку с землей с могилы протоиерея Валентина. Семья всегда с благоговением приходила на место захоронения батюшки после его блаженной кончины. Через всю войну, как святыню, пронес-
ли они земельку, пришивая мешочки к форме, ближе к сердцу. Вернулись с войны невредимы, без ранений.

Последние годы жизни папа очень мучился с болями в ногах. Лежал в госпитале. Врачи предлагали ампутацию обеих ног, так
как стопы ног были почти черные, Предполагали, что гангрена. Но папа отказался, Он продолжал двигаться с палочкой, а врачи удивлялись, как можно ходить на таких ногах.

Всю свою жизнь папа ходил в церковь, часто бывал на Ваганьковском кладбище, где похоронены его родные, и обязательно бывал на могиле отца Валентина, где подолгу молился и благодарил батюшку за чудесное исцеление.

Последний день жизни Серафим Семенович провел в страшных мучениях, о чем пророчествовал отец Валентин. Кровь шла
горлом, он метался на постели, но все время молился, и только вечером наступило облегчение. Папа уснул и умер во сне, Лицо его стало спокойным, а на устах появилась улыбка.

Маргарита Серафимовна ЛЯШЕНКО(г. Москва).

Думаю, что воспоминания о благодатной помощи по молитвам отца Валентина явятся истинным доказательством святости пастыря Христова, его неослабевающей любви к людям и, конечно, не оставят равнодушным никого. Хочется верить, что скоро над
местом захоронения батюшки встанет часовня и все мы услышим слова величания, обращенные к молитвеннику Русской земли, нашему заступнику и покровителю.

Елена БОЧАРОВА.
Статья была опубликована в газете «Русь Державная» № 9 (41) 1997г., Москва.



Дни особого поминовения
протоиерея Валентина
Амфитеатрова:


1 / 14 сентября
день рождения

25 апреля / 7 мая
день Ангела

20 июля / 2 августа
день блаженной кончины
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz