ИЗ РОДА В РОД, ИЗ ВЕКА В ВЕК...

Посвящается 100-летию со дня блаженной кончины
московского пастыря, подвижника благочестия –
протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова

100-летие со дня кончины человека, навсегда простившегося с сим миром, по нашему земному восприятию, - это очень много, целый век.
Когда люди, верующие в Бога, прощаются с ближними, напутствуя их в Вечность, то надеются встретиться со своими любимыми усопшими потом, в жизни, еще не ведомой. Для людей неверующих это прощание вызывает сильнейшую скорбь, потому что человек неверующий уверен, что оно безвозвратно. Со временем боль утраты утихает. Усопшие оживают в нашей памяти, когда мы их поминаем дома и в церкви, когда просто их вспоминаем. К сожалению, о многих, ушедших в мир иной, люди забывают. Но у Бога никто не забыт. Милосердный Господь печется о каждой душе, верующей или неверующей в своего Создателя.
А как мы воспринимаем кончину праведника, святого? Воистину, она для многих является началом соединения с непостижимой реальностью нашего Вечного бытия.
Святой преподобный Серафим Саровский еще при жизни, пророчествуя, зная о будущем, звал всех страждущих к своему гробику (своей могилке): «Приходите ко мне как к живому…»
Святые для нас не только живы, они являются нашими помощниками, ходатаями перед Богом, заступниками. Когда святой умирал, то разлука с ним, омытая слезами прощания, вдруг превращалась в истинную радость – древо с целительными плодами для тех, кто простирал к нему немощные руки в надежде получить помощь.
«Приходите к моей могилке и я услышу вас…» - звал к себе и праведный московский пастырь протоиерей Валентин Амфитеатров перед своей кончиной. Он успокаивал паству этими словами, не желая, чтобы кто-нибудь почувствовал себя сирым и безпомощным. Слова пастыря не оказались напрасными. 100 лет после его блаженной кончины народный ручеек течет к месту его погребения на Ваганьковское кладбище. Верующие, неверующие, люди разных национальностей и вероисповеданий спешат к отцу Валентину, испрашивая помощи в разных нуждах, общаясь с ним как с живым. Здесь, на его могилке, почти в самом центре шумной, суетной нашей столицы, среди грохота машин, в окружении безчисленных нескромного содержания рекламных щитов, среди уже нескрываемого проявления греха и распутства, люди вдруг обретают чистейший кладезь любви, правды и утешения. Не удивляйтесь, именно любви - среди ненависти и вражды, правды – среди казалось бы торжествующего над всем обмана, утешения – среди безутешной пустыни окаменевших сердец. Не чудо ли это? Конечно – чудо!
Чем же для нас является могилка праведника? Видимо – это надгробный крест, оградка, буквально утопающая во множестве принесенных живых цветов. А невидимо – лествица, устремленная к Небу. По ней спускается к нам святой, и вновь поднимается, восходит к Богу, принося Ему наши просьбы и прося утешить нас и защитить.
Однажды женщина не могла отвести своего потрясенного взора от открытого только ей видения. Еще недавно, она, ущемленная своей скорбью, стояла на коленях возле могилки отца Валентина. Рядом был ее маленький ребенок. Через некоторое время она свидетельствовала, что видела лучи света, - вся могилка батюшки Валентина была объята светом. Лучи, отходя от земли тянулись к кресту, а потом уходили высоко-высоко к Небесам.
Почитатели батюшки, рассказывают, что иногда протоиерей Валентин является в чувственном виде – живым и вразумляет пришедших к нему людей.
Забота о нас пастыря, который казалось бы должен упокоиться от земных трудов и блаженствовать в Райских чертогах, очевидна, реальна. Деятельная святая душа отца Валентина безпрестанно рождает плоды добродетели. Для святой души это естественно, как дыхание. Где смерть и ее жало? – Где любовь, там смерти  быть не может. Основным источником любви является Господь. А святые – исполнители Его воли.
Нередко можно услышать у могилки отца Валентина: «Как батюшка мне помог, как помог!…» Кто-то утверждает, что к врачам не обращается, только к батюшке Валентину, который исцеляет. Другой спешит с благодарностью к могилке пастыря, потому что по молитвам отца Валентина удалось устроиться на работу или получить квартиру. Известно, что протоиерей Валентин часто примиряет людей, устраняя раздоры, угашая ненависть. Невинно осужденные получают по молитвам батюшки свободу, неисцелимо больные – полное выздоровление от тяжкого недуга. Можно было бы безконечно перечислять чудесные случаи безкорыстной помощи пастыря людям. Список их был бы очень велик.
2 августа исполнится 100 лет, когда в нашем первопрестольном и боголюбивом граде Москве была вознесена первая молитва о упокоении души новопреставленного раба Божия протоиерея Валентина и в тот же час Господь нам даровал нового небесного покровителя имя которого мы можем призвать в любое время и ожидать благодатной помощи. Этот дар мы несомненно должны ценить и беречь, передавая последующим поколениям из рода в род, из века в век.
Дорогой читатель, если Вы впервые узнали о протоиерее Валентине, заинтересовались и хотите побольше узнать о нашем дорогом Московском утешителе, то пришло время написать о жизни этого удивительного пастыря.
Родился батюшка Валентин 14 сентября (по новому стилю) в селе Высокое Орловской губернии в 1836 году. Его родители протоиерей Николай и Анна отличались особым благочестием. Об этом святом семействе знали многие. Протоиерей Николай помогал людям исцелять не только душевные, но и телесные недуги. К нему приезжали страждущие из разных губерний, которых он лечил травами, ему помогала супруга Анна. Род Амфитеатровых был очень известен в России, благодаря именам замечательных людей, таких как Святитель Филарет – митрополит Киевский и Галицкий, архиепископ Казанский и Свияжский -  Антоний и многих других представителей рода, угодивших Богу своей праведной жизнью.
Возрастая, укрепляясь молитвами и примером жизни своих родственников, Валентин Амфитеатров закончил Киевскую духовную семинарию, Московскую духовную академию и был направлен на служение в Калужскую губернию.   В 1860 году Валентин Николаевич Амфитеатров был рукоположен во священники и получил приход в городе Калуге, в церкви Благовещения. Отец Валентин женился в Калуге на дочери священника Иоанна Чупрова – Елизавете. В семье отца Валентина было четверо детей: сын Александр и три дочери  - Александра, Любовь и Вера.
С 1874 года батюшка служил в Москве, это был самый плодотворный период деятельности протоиерея Валентина, который увенчал его славой чудотворца.  Отец Валентин был определен в древнейшую церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены, что в Тайнинском саду Кремля. В 1892 году батюшка был переведен настоятелем в Архангельский собор Кремля.
Служение пастыря всегда было ярким, значительным. Он был прекрасным проповедником Слова Божия. В храмы, где он служил, стекалось множество народа. Святой праведный Иоанн Кронштадтский почитал московского пастыря – подвижника и советовал москвичам, приезжавшим к нему, обращаться за советом и помощью к отцу Валентину.
Батюшка еще при жизни стяжал от Бога дары прозорливости, исцеления от болезней. Он был народным старцем – утешителем. В 1902 году отец Валентин ослеп и 6 лет до своей кончины принимал многочисленную паству дома. В 1908 году его святая душа преставилась Господу.
Похороны праведного пастыря превратились в многолюдную процессию, напоминающую Крестный ход. Он был погребен на Ваганьковском кладбище, рядом со своей супругой Елизаветой (скончалась в 1880 году). С тех пор его могилка стала пристанищем любви и утешения для всех.
Очень ценила отца Валентина святая блаженная старица Матрона Московская и посылала верующих  на его могилку.
 Почитание праведного пастыря продолжалось. Особенно в памятные дни, такие как день кончины отца Валентина, день его Ангела и день рождения, к его могилке стекались тысячи людей. Но и в обычные дни здесь служились панихиды с утра до вечера. Это была Церковь под открытым небом.
Но наступили годы безбожия. Могилку батюшки власти решили уничтожить.  В 30-х годах были вырваны надмогильные кресты отца Валентина и его ближайших родственников, стоявшие в одной ограде. Верующих стали разгонять с места погребения пастыря.
Протоиерей Валентин воспитал много достойных чад Церкви. В 1937 году были арестованы властями и расстреляны на полигоне в Бутово под Москвой две духовные дочери протоиерея Валентина, которые отличались праведной жизнью и заботились о благоустройстве могилы батюшки, занимались подготовкой к прославлению имени отца Валентина. Эти женщины-подвижницы прославлены Церковью как новомученицы Российские, их имена: Анна Ивановна Зерцалова и Матрона Степановна Конюхова.  
Вернемся к повествованию о том как, несмотря на гонения и репрессии, верующие сохранили память о дивном пастыре и месте его погребения. Известно, что власти старались всеми силами заставить народ забыть об отце Валентине. После разрушения его могилы над местом погребения батюшки, образовался пустырь. Пострадали и рядом стоящие могилы. Власти и их не пощадили – снесли. Здесь стали дежурить люди в штатском и приближаться к месту захоронения отца Валентина запрещали.
Движимых верою и любовью к своему утешителю, почитателей праведного пастыря  невозможно было остановить. Люди любыми способами старались прийти к батюшке. И сам отец Валентин чудесным образом  показывал, где находится его могилка. Верующие свидетельствовали, что видели  свечение, похожее на большую лампаду над местом захоронения отца Валентина. Батюшка являлся живым у своей разрушенной могилки. Многие помнили, где стоял большой дубовый крест пастыря, люди сделали на этом месте насыпь – холмик и приходили к холмику помолиться отцу Валентину.
После Великой Отечественной войны над захоронением пастыря были устроены Братские могилы воинов. Одну из плит братских захоронений верующие выбрали для поклонения протоиерею Валентину, так как она соответствовала тому месту, где был погребен батюшка. Эта плита выделялась на обширном участке Братского мемориала. К ней приносили цветы, здесь горели свечи и молились люди. Конечно, на плите не было указано имени протоирея Валентина. Чудесным образом многие десятилетия народ сохранял память о месте захоронения батюшки.
Только в 1997 году, согласно научной экспертизе, стало возможным получить разрешение в Государственных инстанциях на установление креста протоиерею Валентину среди Братских захоронений на Ваганьковском кладбище. Крест был поставлен рядом с той братской могилой, к которой приходили люди к отцу Валентину.
В наши дни могилка батюшки среди Братского мемориала, украшенная цветами, является приютом для тех, кто ищет утешения в страждущем мире. К ней ежедневно спешат люди, и даже те, кто благополучен в жизни. Протоиерея Валентина искренно любят все и обращаются к нему как к живому. Эта любовь не увядает, это общение доступно для всех. Здесь можно увидеть много молодежи, детей, сюда приходят целыми семьями. Люди чувствует душой, что благодатный пастырь здесь, он их слушает, они ему нужны. Люди спешат к пристанищу добра – к чудотворной могилке и радуются, что имеют возможность помолиться отцу Валентину.
Все мы ждем дня церковного прославления пастыря Христова. Канонизация явится осознанием и подтверждением святости жизни нашего предстателя пред Престолом Божиим в Церкви Небесной. Это особенно важно и необходимо в наше время, полное опасных перемен и тревог за Россию.
Как завет для себя и своих ближних будем же помнить слова отца Валентина: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне все, что вам нужно, и я услышу вас. И не успеете вы еще отойти от нее, как я все исполню и дам вам…».
Внимая призыву пастыря, станем чаще обращаться к нему, с верой и надеждой, притекая под спасительный кров молитв нашего дорогого утешителя.


Бочарова Елена Валерьевна



Дни особого поминовения
протоиерея Валентина
Амфитеатрова:


1 / 14 сентября
день рождения

25 апреля / 7 мая
день Ангела

20 июля / 2 августа
день блаженной кончины
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz